Польская экспедиция на Гашербрум II и Гашербрум III 1975

Карта района вершин Гашербрум IV (7932), Гашербрум III (7946), Гашербрум II (8034) и Хидден Пик (8080).
В 1975 г. состоялась женская польская экспедиция на 16-ю вершину мира - Гашербрум III (7946). Чисто женским восхождение всё же сделать не удалось. Первовосхождение под руководством Ванды Руткевич было осуществлено с плато 7591 между вершинами Гашербрум II и Гашербрум III по центральному кулуару восточного склона вершины.

Ниже приводится перевод статьи Алисона Чадвик-Онышкевича.

Наша экспедиция фактически состояла из двух команд: семь мужчин присоединили к десяти женщинам в качестве спасательной команды. Мы надеялись совершать восхождения независимо, имея обращение к властям Пакистана на разрешение восхождений как на Гашербрум II, так и на Гашербрум III. К сожалению, сначала мы получили разрешение только на Гашербрум III, что привело к объединению двух команд под руководством Ванды Руткевич, создавая двусмысленную ситуацию, когда, несомненно, смешанную экспедицию рекламировали, изначально, как женскую.

Путь выше лагеря I, на 19700 футах на леднике Южный Гашербрум, ведет на юго-западный гребень, несколько левее пути, выбранного Моравецом в 1956. Он нашел нижнюю часть гребня слишком крутой и обледенелой, и направился по диагонали вверх по грани - путь, который в 1975 г. выглядел устрашающе.

Мы планировали разместить два лагеря на гребне, а финальный, четвертый лагерь на седловине между пиками Гашербрум II и Гашербрум III. В течение трех недель мы трудились как муравьи вперед – назад, постепенно прокладывая наш путь вверх по гребню, закрепив около одной мили веревок и установив и оборудовав лагеря II и III. Непогода постоянно вынуждала нас убегать вниз, в базовый лагерь, в точке соединения ледников Абруци и Южный Гашербрум. Периодические циклоны, которые свирепствовали в течение трех или четырех дней, сменялись такими же периодами устойчивой погоды.

Две попытки достичь седловины и установить лагерь IV, окончились неудачей из-за плохой погоды, и стало ясно, что наши попытки восхождения следует делать из лагеря III.

Первого августа группа из пяти восходителей вышла из лагеря III на седловину: Ванда Руткевич, Галина Крюгер-Сирокомска, Януш Онышкевич, Лачек Сичи и Кшыштов Зджитовитский. Из за свирепого ветра, который поднялся ранним утром, они вышли поздно.

Было десять часов утра, когда они достигли огромного покрытого камнями проема, возвышающегося над Китаем. Направо поднимался в небо затененный и пилообразный конец западного гребня Гашербрума II. Налево вздымался скальной преградой Гашербрум III.

Разочарованные очевидной недоступностью западного гребня, трое мужчин продолжили траверс вокруг Гашербрума II, в надежде, что северо-западный склон может оказаться более подходящим.

Тем временем женщины побрели вверх, в направлении основания восточного гребня Гашербрума III. Необходимо было преодолеть скальный пояс в 350 футов (более 100 м), чтобы достичь снега, ведущего к вершине. Это было слишком много для девушек; Галина, страхуемая Вандой, сделала две попытки, а затем они отступили.

Юноши были более удачливы. Северо-западная грань выглядела подходящей и в одиннадцать утра они начали подъем, не связываясь, просто выбивая ступени. Путь был почти полностью по снегу и льду. Он был крутой и открытый и не давал укрытия от сильного ветра. В четыре часа, разбитые и замерзшие от ветра и глубокого мягкого снега, они остановились. Лачек продвинулся вверх на 35 футов, чтобы посмотреть, есть ли убежище на другой стороне. Его крик мобилизовал остальных. “Парни!” завопил он, “Я на вершине!”

Затем они связались, чтобы спуститься по легкому восточному гребню, пути Моравеца и австрийцев.

Четвертого августа Лечек Возняк, Анджей Лапински и Марек Янас вышли для совершения другого восхождения на Гашербрум II, но не попали в окно погоды. Они достигли вершины в прекрасную погоду только девятого августа.

А Гашербрум III еще оставался нетронутым! Ванда, я, Янушем и Кшиштов вышли на маршрут, а вторая группа в одном дне сзади от нас. Наша работа, как это представляла Ванда перед выходом из базового лагеря, состояла в прохождении скального пояса. Если после пояса мы будем иметь достаточно времени и сил, то мы могли бы идти на вершину. Если нет, то нам следует вернуться на седловину для ночевки, где к нам на следующее утро могли присоединиться Галина, Анка Окопиньска и Кристина Палмовска.

Таков был план. Следует упомянуть о другом возможном пути – по восточному склону через центральный кулуар. Это, возможно, более серьезный маршрут. Трудности на гребне были сконцентрированы внизу, в то время как на склоне они возрастали с увеличением высоты по нарастающей. Центральный кулуар выводил к узким пальцам, которые пробивались выше, и исчезали между ребрами и контрфорсами, ведущими к зубчатому гребню. На пути к лагерю III мы обсуждали альтернативы, и согласились, что кулуар может потребовать четверки, чтобы занести снаряжение для его прохождения, и гарантировать наше отступление.

Мы достигли седловины между Гашербрумом II и Гашербрумом III утром 11 августа, оставаясь в неопределенности относительно нашего маршрута. Окончательное решение было за Вандой, и она боролась с этим, пока мы с Янушем топтали площадку для палатки. К восьми утра палатка была поставлена и печка, продукты и спальные мешки уложены внутрь. "Ну, Ванда, давай решение!" - потребовал Кшиштов. "О! Я полагаю, кулуар", - сказала она, стряхивая снег жестом бессилия - выбирая кулуар, она была вынуждена отказаться от восхождения чисто женским составом. Было ощущение "сейчас или никогда" в этот четвертый подряд день хорошей погоды.

Подъем вверх с хорошей крутизной, хрустящий снег в кулуаре, и мы быстро набираем высоту. Затем возникло первое препятствие: кулуар закрыт вверху вертикальной скальной ступенью. К счастью, правая стена обеспечивала обход. Януш вышел вперед. Его кошки скрипели по скалам; затем он выбрался на скат свободного снега, который круто вел к скальному ребру. Он охватил выступ, обвязал веревкой, и мы прожумарили вверх, присоединившись к нему. Будучи выше по рангу, Ванда теперь вела назад в кулуар, а Януш страховал. Я сидел на солнце, наслаждаясь видами. Я чувствовал себя певцом. После всех этих недель истязаний вверх и вниз по гребню, это было реальным делом.

Траверс был неприятный – скользящий снег на чистых скалах – у Ванды это заняло вечность. Мы сгенерировали столько адреналина, что подпрыгивали, как на реактивной тяге. Оставив перила на крючьях, мы вместе двинулись вверх по кулуару, по еще более крутому и глубокому снегу. Вскоре нам пришлось использовать локти и колени, чтобы прорыться через кашу, которую невозможно утрамбовать, подобную сахарному песку. Затем мы как червяки ползли на животах под нависающими скальными контрфорсами, чтобы достичь снежного поля справа, где снег был немного лучше. Несколько желобов вели вверх. Левый из них, который мы попробовали первым, имел трудный камин в основании, и поэтому мы траверсировали назад, вправо, и обработали вверх следующий желоб, пока он не вынудил нас уйти влево на ребро, из разрушенных, покрытых снегом скал. Ребро было крутым и открытым, но вело прямо на гребень вершины.

Гребень, там, где мы на него вышли, имел форму лезвия ножа из чистых (разрушенных) скал. Слева от нас шаткий бастион преграждал путь к вершине. Нам пришлось ждать, пока Януш осторожно обойдет его основание, закрепив веревку, как он хотел. Финальный снежный склон, и в шесть вечера мы были на вершине, со счастливыми взглядами. Море гор распростерлось вокруг до горизонта. Прямо против солнца были К2, Броуд Пик и Гашербрум IV, а к востоку стояли купающиеся в розовых лучах Хидден Пик и Гашербрум II. Гашербрум V и VI, которые возвышались над нами в лагере I, теперь ушли вниз, и мы могли смотреть через них на драматический клин Чоголизы, и далее. В общем, мы были гигантами, но чтобы выжить как простым смертным, нам следовало обогнать протянувшиеся тени к палатке на седловине. Ночь застала нас на перилах, но в 9.30 мы достигли гостеприимного, хрупкого крова.

На следующее утро мы ушли вниз в лагерь III, покинутый парой часов ранее Шахидом, нашим офицером связи, и тремя девушками, направлявшимися к восточному гребню Гашербрума II. К сожалению, Шахид, страдавший от высоты, и Кристина с ним должны были вернуться с половины траверса. Галина и Анка продолжили путь к вершине.

Итог экспедиции

1. Гашербрум II (8034) по северо-западному склону (первопрохождение маршрута), 1 августа 1975 года (Януш Онышкевич, Лачек Сичи и Кшыштов Зджитовитский);

2. Гашербрум II (8034), Австрийский маршрут, 9 августа 1975 года (Лечек Возняк, Анджей Лапински и Марек Янас);

3. Гашербрум II (8034), Австрийский маршрут, первое восхождение чисто женской группой, 12 августа (Галина Крюгер-Сирокомска, Анна Окопиньска).

4. Гашербрум III (7946), который с 1964 года был высшим непокоренным пиком, и высшим пиком, на котором женщина участвовала в первовосхождении, 11 августа 1975 года (Ванда Руткевич - рук., Алисон Чадвик-Онышкевич, Онышкевич, Зджитовитский).

Источники

1. Alison Chadwick-Onyszkiewicz. Gasherbrum II and III, 1975. AAJ 1977 Vol 21 Issue 51 Page 36-41.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Смотреть что такое "Польская экспедиция на Гашербрум II и Гашербрум III 1975" в других словарях:

• Гашербрум III — Вид с севера на массив Гашербрума. 7758 Гашербрум Восточный, 8034 Гашербрум II, 7946 Гашербрум III. Фото Ивана Жданова (2006). Гашербрум III (7946) вершина в Центральном Каракоруме на границе Пакистана и Китая расположена в километре западнее… …   Энциклопедия туриста

• Гашербрум II — (8034). Вид с севера на массив вершины. 7758 восточная вершина, 8034 главная вершина, 7946 Гашербрум III. Фото Ивана Жданова (2006). Гашербрум II (балти, блестящая стена ), К4. Непосредственно название Гашербрум связано с вершиной Гашербрум IV… …   Энциклопедия туриста

• Категория:Каракорум — Страницы в категории «Каракорум» {{#ifeq:60|1|Эта категория содержит только следующую страницу.|Эта категория содержит следующие 60 страницы из 60.}} S Shingu CharpaА Агыл КаракорумБ Балторо, ледник Батура Батура, ледник …   Энциклопедия туриста

• Категория:Экспедиции — Категория Экспедиции создана для статей с описанием известных экспедиций. Страницы в категории «Экспедиции» {{#ifeq:8|1|Эта категория содержит только следующую страницу.|Эта категория содержит следующие 8 страницы из 8.}} З Зимний поход… …   Энциклопедия туриста

• Броуд Пик — Броуд Пик, вид с юго востока © Иван Жданов Броуд Пик (первоначальное название К3) — 12 я высочайшая вершина земного шара (8051 м) и 4 я по высоте в Пакистане, расположена на границе Китая и Пакистана в 9 километрах к юго востоку… …   Энциклопедия туриста