Мория, пещера

Протяженность: 6500

Сложность:

История исследований

Вход в пещеру раскопан 16.08.1998 г. спелеологами Одесского спелеоклуба "Мория". С 1999 г. ее исследуют спелеологи Одессы, Москвы, Перми, Екатеринбурга, Челябинска. В 1999 г. пещера была пройдена до сифона на глубине 550 м, в 2000 г. - до сифона на глубине 580 м.

Краткое описание

Пещера длинная, интересная, красивая. Без сложных навесок, но с обилием воды. Имеет значительные перспективы исследования боковых притоков и верхних этажей. Подробное описание: Вход в пещеру расположен в 15 км от поселка Рожкао, на высоте 2330 м.

Пещера начинается с небольшой щели, которая круто уводит вниз в завал. Чтобы пройти этот участок без проблем следите за проводом, который будет вашей путеводной нитью по всей пещере до Пермского метро. Первая навеска на входе в зал «Одесских спелеологов», но это место не создает затруднений чтобы спуститься скальником. В самом зале очень помогают маркера из фольги (треугольники направленные острым концом на выход). Навеска «каскада Одесских спелеологов» начинается с двух S. на левой стене + петля (для исключения трения) за Е.О., троллеи 7 м, далее горизонтальные перила 2 м, отвес 12 м. Веревка 25 м. Вниз по ручью с правой стороны спуск налево. На правой стенке S. - горизонтальные перила 5 м, вертикальные перила 10м (возможен также спуск скальником). Обход камня с правой стороны, Y-навеска за 2 S. Отвес 10 м, перестежка за S. - отвес 4 м. Веревка 36 м. Вниз по воде. Поворот меандра, уступ 1,5 м, желательна навеска за петлю. Поворот меандра направо. Далее налево вниз по воде. Веревка 3 м.

«Водопад Ржевского». Подняться наверх. Слева S. - перила 4 м, 2 S., отвес 5 м, требуется протектор (рекомендуется забить спит), далее Y-перестежка за Л.П. на Е.О. и S., отвес 8 м - троллеи, снизу забит скальный крюк типа швеллер, к нему надо оттянуть троллеи иначе попадете в глубокую водобойную яму. Веревка 20 м.

«Сыпучие перила». Два S. на правой стене. Желательно забить S. на левой стене. Перила 12 м на противоположную стену, перестежка за S., отвес 2 м. Веревка 25 м. Вниз по меандру. Уступ 3 м наверх. Перестежка за Е.О. (петля должна быть большого размера), далее наверх уступ 4 м - навеска за петлю на Е.О. (здесь петля тоже большого размера). Общая длина веревки 15 м. Оттуда по полочке на левой стене выходим в зал УСА.

Далее вниз по залу, между глыб переходим в зал АСУ. Там по ходу движения с правой стороны (где-то посередине зала) будет S. от него горизонтальные перила порядка 7 м, S. - перила 5 м., Е.О. - перила 12 м., S. - отвес 3 м. К навеске приходим по правой стенке вниз по натоптанному. Веревка около 35 м. Естественная опора находится на 3 м. выше по правой стене от начала колодца - навеска за строповую петлю (длина строповой петли не менее 2,5 м) и за S. на левой стороне колодца. Оттяжка за петлю на Е.О. Отвес 10 м.

Далее вперед и вверх, потом вниз к завалу, проход через завал двумя способами. Или низом в очко под камень - просто, удобно, но камни над головой выглядят больно ненадежно - пострашнее «хода Камикадзе» в Заблудших. Или верхом, а потом в распоре вниз по меандру, но тут не помешала бы страховка. Внизу большой приток слева сверху (вода, которая немного раньше потерялась), а основной ход идет вправо.

Потом длинный меандр, который переходит в «галерею носорога». Галерея чистая, очень просторная. Там, где приходит мощный приток слева на другой стороне место для ПБЛа (очень удобное, есть полиэтилен и др. мелочи). Там же развилка в «Сказку». «Сказка» - место исключительно красивое своими каролитами и кальцитными намывами, но очень и очень хрупкое, поэтому уже пострадавшее - будьте очень аккуратны! Приток слева ведет в систему «Дяди Гены» - обводненные галереи в дальней части которых можно восходить.

Колодец носорога». Вниз по воде приходим к колодцу, сильный шум предупреждает заранее. Навеска за Е.О. слева. Перила вперед и вверх к двум S. на полочке слева. Перила около 3-х м. с провисом к Е.О. на правой стене. Навеска за Л.П. (длиной около 1м.) на Е.О. Отвес 12 м. Внизу водобойная яма! «Галерея Белого» - большой (несколько сот метров), просторный меандр с водобойными ямами и многочисленными белыми натёчностями. Очень красивое место.

«Тройной прыжок». Навеска идет за Е.О. на левой стене большой натек. Вниз 2,5-3 м на правой стене Ш.К. от него отвес 10 м. Это был первый «прыжок». Далее вода идет по низу меандра, а мы проходим вперед, поднимаясь немного вверх, за перегибом выходим на полочку. Навеска начинается за Е.О. на левой стене и S. на правой. Далее через 2,5 м на левой стене Е.О. типа сталагнат. От него троллеи 12 м. на полочку на левой стене к S. слева. Потом около 2,5 м - горизонтальные перила к правой стене на S., от него порядка 2 м. наклонка к Е.О., оттуда отвес 9 м. на полочку там S. (он позволяет отвести веревку от падающей воды). Троллеи 7 м. Рекомендуется оттянуть троллеи за Е.О. внизу (натечные образования). Второй и третий «прыжок» навешиваются одной веревкой. Вскоре (в конце небольшого зала) приходим к уступу. Навеска начинается за S. на левой стене. Перила около 7 м (вверх на 1,5 м) к S. на левой стене. Далее отвес порядка 4 м к S., оттуда по полочке под камень и спуск к воде. Рекомендуем натянуть перила. Веревка 16-25 м (в зависимости от того делать перила в конце или нет). Снова галерея, идти надо по воде, отслеживая провод. В одном месте полусифон - «Крокодилятник» обходится по верху.

«Малый водопад». Обходится по сухому колодцу. Надо подняться по правой стене по сыпухе, пройти чуть дальше и вниз. Навеска начинается за Е.О. на левой стене, оттуда горизонтальные перила немного вверх (около 3 м.) за перегиб, перестежка на Е.О. (скальное ухо) оттуда отвес вниз к двум S. Далее висячая перестежка (во избежании перегиба и трения), через 2 м S. - перестежка. Отвес 8-9 м к S. на наклонной плите, оттуда отвес вниз 5 м, потом перестежка за S. - отвес 4 м (требуется протектор под узел). Веревка 37 м. Снова выходим на воду и идем по ней.

«Большой водопад». Навеска начинается за S. справа, далее идут горизонтальные перила около 2 м., далее перестежка за S., 1,5 м горизонтальные перила, перестежка за S., снова перила 1,5 м, снова перестежка за S. Далее Y-образная навеска за два S. и начался отвес вниз. Потом есть еще один S., который мы не заметили по дороге туда. Троллеи к глыбе в центре зала, на которой забит S. Общая длина веревки на данный участок - 28 м.

Снова идем вниз по воде. Приходим к перекрестку - развилка на «Пермское метро». После развилки наклон хода увеличивается, стены сужаются. Дальше участок, где вода резко поворачивает, ход низкий, почти горизонтальный. Пройдя по нему, мы снова выходим в меандр и приходим к последней навеске. Начало Е.О. на левой стене, через 2 м. S. справа, потом, через 3 м. еще S. от него отвес 7 м., за перегибом будет E.O., где вешается петля. Потом горизонтальный участок меандра вешаются перила, перестежка делается за S. справа, снова перила, снова за S. Веревка переносится на левую стенку горизонтальные перила около 1,5 м от S. Далее S. на правой стене (распор в меандре) - наклонные перила порядка 10 м. к S. на правой стене (в мраморной плите). Далее либо отвес вниз около 4 м, либо троллей 8 м к S. на полке, которая выше дна на 4 м. Веревки необходимо 90 м. Последний отвес надо обвешивать очень аккуратно, т.к. сильный напор холодный воды плюс сквозняк очень быстро «остудят» даже человека в гидрокостюме.

«Пермское метро» - объемная наклонная галерея, которая завершается внизу гротиком забитым песком. В этом месте начинается серия песчаных шкурников, которые по слухам выводят в новую часть (нам «с наскока» туда добраться не удалось). Дальше вниз по воде, стараясь не пропустить ответвление вправо, которое позволит обойти очень неприятный полусифон, вскоре донный сифон, приплыли.

До ПБЛа пещера хорошо проходится без гидрокостюма, но после «колодца Носорога» использование гидры необходимо. Все названия в пещере даны одесскими (с.к. «Мория») и уральскими спелеологами.

Ссылки

1. Интерактивная спелео-библиотека «Люди,Пещеры,Экспедиции»

Категория:

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "Мория, пещера" в других словарях:

• Мория (значения) — Мория  многозначный термин Содержание 1 Топонимы 2 Биология 3 Психология …   Википедия

• Мория (гора) — Храмовая гора Вид на Храмовую гору с востока Координаты: 31.777778, 35.235556 …   Википедия

• Мория (Библия) — Храмовая гора Вид на Храмовую гору с востока Координаты: 31.777778, 35.235556 …   Википедия

• Хира (пещера) — Хира араб. حراء‎‎ …   Википедия

• Категория:Дженту — Карачаево Черкессия республика Страницы в категории «Дженту» {{#ifeq:1|1|Эта категория содержит только следующую страницу.|Эта категория содержит следующую 1 страницу из 1.}} М Мория, пещера Категория: Районы …   Энциклопедия туриста

• Храмовая гора — Святыня Храмовая гора ивр. הַר הַבַּיִת‎ …   Википедия

• Авраам — У этого термина существуют и другие значения, см. Авраам (значения). Об Аврааме в исламской традиции см. Ибрахим Авраам (אַבְרָהָם) …   Википедия

• Список городов Арды — Алфавитный список городов и крепостей Арды, упомянутых в произведениях Дж. Р. Р. Толкина. Содержание 1 Города и крепости Валинора 1.1 Аваллонэ 1.2 …   Википедия

• Список малоазиатских имён в древнегреческой мифологии — «Амазонка». Килик работы мастера Эфрония. В данной статье собраны имена и основны …   Википедия

• Малая Азия в древнегреческой мифологии — «Амазонка». Килик работы мастера Эфрония. В данной статье собраны имена и основные данные о персонажах, которые, согласно древнегреческой мифологии и мифологической поэзии, происходили из Малой Азии (за исключением Троады, о которой см. Троада в… …   Википедия