- Китайский Тянь-Шань
-
Не знаю, почему такой грандиозный район до сих пор обходится вниманием альпинистского мира. Да, сюда сложно добираться – но в Гималаи не менее сложно. Дорого – но дешевле Гималайских экспедиций. Высоты небольшие – так какой рельеф – думаю, многие маршруты, в т. ч. и стенные, могут поспорить здесь с лучшими мировыми достижениями в этой области. А добавьте к этому имеющуюся на сегодня автономность, да погодные условия Тянь-Шаня – и полный букет «прелестей» всем любителям такой экзотики будет обеспечен.
Первая наша экспедиция в район выявила одну из особенностей района – средняя крутизна хребтов, отрогов здесь – несколько больше, чем с «нашей» стороны – не намного, градусов на 5-10. Но как лихо это сказывается на окрестностях. Простых перевалов практически нет. Простых маршрутов на вершины – не видел. За два сезона мы прошли всего один простой перевал, еще один только просмотрели. Простые – это не сложнее 2Б. И огромные перепады высот – ледники лежат на высоте 3400-4000 м. Но – обо всем по порядку.
Дальше пойдет речь только о пройденном, или разведанном настолько, что последующее прохождение будет происходить с минимальным количеством вопросов. Зона, более-менее освоенная на сегодня, охватывает ледники Чонтерен, Кичиктерен, верховья ледника Тугбельчи, и немножко взглядов на ледник Темирсу. То есть можно говорить лишь о начале освоения района.Перевалы
Не берусь рассматривать здесь скотопрогонные и им подобные перевалы, посещаемые охотниками и пастухами, тем более, что в высотной части района таковые отсутствуют. Но по имеющейся информации, которую собирал Антон Чхетиани, с большой долей вероятности можно утверждать, что все имеющиеся на сегодня категорийные перевалы в районе – это результаты работы наших экспедиций 2001, 2002, 2004 годов.
Начну с перевалов, соединяющих Китай и Киргизию. Самый северный из них - перевал Пржевальского 3Б-3Б*, 5800, в Меридиональном хребте, соединяет ледники С. Иныльчек и Тугбельчи.
Следующий – перевал Иныльчекский 3А-3Б, 5500, с ледника Демченко (Ю. Иныльчек) на ледник Тугбельчи, затем перевал В. Хрищатого 3Б, 5200, с ледника Дружба (ледние Южный Иныльчек) на ледник Тугбельчи, и перевал Чонтерен 3Б, 5488, в хребте Кокшаалтау, с ледника Звездочка на ледник Чонтерен.
Кроме этих четырех перевалов в районе пройдены перевалы:
Эти три перевала соединяют между собой западные притоки ледника Чонтерен.
- Тугбельчи 3Б*, 5100 – с ледника Тугбельчи на ледник Кичиктерен.
- Кичиктерен 2А, 4700 – соединяет ледники Чонтерен и Кичиктере.
- Моренный 2Б, 5000, радиально, с ледника Моренный (Чонтерен) на ледник Темирсу.
Cосредоточены в южных отрогах хребта Кокшаалтау. В первой части экспедиции 2002 года были пройдены перевалы Божья коровка 3А*, Плато 3Б, Уютный 3А* - все они в хребте, который выше был назван Кашкартау. А в 2004 году мы просмотрели еще несколько перевалов хребта Кошкартау во время траверса п Кашкар – на один из них, предварительно названный Моренный 2Б, мы поднялись в начале траверса, еще несколько, сложностью 3А-3Б*, просмотрели.
Названия перевалам Божья коровка, Плато, Уютный, Моренный давались очень просто. Всем западным притокам западной ветви ледника Чонтерен мы дали названия – для удобства, чтобы не писать потом – «2-й правый приток западной ветви…» и т. д. Поэтому самый северный, т. е. первый приток западной ветви получил название Моренный, следующий – Божья коровка, а еще ниже – Уютный. И три перевала, пройденные с этих ледников, получили свои названия. А перевал Плато – он выводит на обширное снежное плато на высоте 5550-5600 м. В 2002 году перевалы были пройдены последовательно, что позволило исключить из прохождения и южный склон перевала Божья коровка, и 600-метровый сложный ледопад ледника Божья коровка, который пришлось бы проходить при сквозном прохождении перевалов Плато, Уютный. Южный, а скорее юго-восточный склон перевала Божья коровка был пройден в 2004 году, на спуске с траверса пика Кашкар. Вероятно, хоть на этом спуске было провешено всего 9 веревок, этот спуск повышает сложность перевала до 3Б. Также до 3Б возрастает и сложность перевала Уютный при прохождении нижнего ледопада ледника Божья коровка. Перевал Моренный насквозь пока не пройден.
Вершины и стены
Восхождения в районе совершались крайне редко, отметить можно успешную китайскую экспедицию на Томур (Победу) с юга в 1977 году, японскую на Белый лотос в начале 90-х, и наш траверс пика Кашкар в 2004. Было еще несколько неудачных экспедиций на вершины Томур (японцы) и Кашкар (французы).
Кроме этого следует еще отметить несколько заметных стен, которые уже удалось просмотреть настолько, что становится возможной организация экспедиции на них, для тех, кто на это решится. Западная стена пика Военных топографов. Скальная часть стены начинается чуть выше 5000 м, заканчивается выше 6000. Ориентировочный перепад высот на стене – 1400-1600 м. Общий перепад от подножия вершины и до верху – около 2.5 км. Еще у п. Военных топографов (6873 м) есть южное ребро, которое мы хотели пройти. Подножие его – на 4200. Перепад до вершины – более 2500 м. И следующую экспедицию в район я планирую начать именно с него.
Следующий стенной объект – это южная стена пика Победы (Томур). Технически сложная часть маршрута начинается примерно на высоте 4400-4600, имея общий перепад до вершины около 3-х км. Нижняя часть – снежно-ледовая, с участками микстовых склонов, карнизов, сбросов и прочими прелестями. Некоторые участки этой нижней части для большего удовольствия должны простреливаться лавинами и ледовыми обвалами. А, преодолев этот снежно-ледовый пояс, вы, наконец, выше 6000 м выйдете к скальному поясу, который даже на участке вполне реально просматриваемого маршрута – то есть по правому его краю – выглядит весьма впечатляюще. Центральные же бастионы стены – явно не для первой экспедиции. Следует учитывать и возможность ледовых обвалов по центру стены с висячего ледника, нависающего многометровым сбросом над стеной.Еще один объект, который удалось отснять вблизи – это северо-западная стена пика Кашкар. Стена выглядит более «домашней», или привычной, традиционной, что ли. То есть, подобная стена не попадает, вероятно, в перечень супер-стен. Но все же… Техническая часть маршрута начинается на 4600. Подход по льду и снегу, через серию бергшрундов под стену, стена имеет перепад около 800 м, чем-то похожа на ромб Чатына, снег на ней не задерживается. Но, выбравшись по стене на перемычку примерно 5800, еще около 600 м по высоте предстоит преодолеть по гребню, крутизна которого в профиль так градусов 60-70, ну, может, местами чуть меньше. С карнизами (правда, на такой крутизне они мелкие), скалами, микстом. Этот маршрут сходится с маршрутом нашего траверса где то на высоте 6300-6350.
Так же в районе огромное количество пятитысячников с таким же огромным количеством маршрутов высшей категории на них. Отмечу еще южный отрог хребта Кокшаалтау, который отходит от п. Победа Восточная. Он короткий, разделяет восточную и западную ветви ледника Чонтерен.
В непосредственной близости от В. Победы (~ в 2 км) – вершина 6651 м, дальше, еще в 2 км – вполне выраженная отметка высотой примерно 6300, еще южнее, километрах в 3-х – в. 5960. На вершину 5960 по южному гребню и восточному склону просматривается вполне приемлемый маршрут, который мне представляется наиболее логичным вариантом для стартовой акклиматизации на пик Военных топографов. Вероятно, именно здесь начнет работать следующая экспедиция в районе под моим руководством, если удастся, конечно, ее организовать.
Ледники
Здесь коротко скажу о возможностях перемещения и встреч с местным населением по ледникам, которые мы посещали. С целью простой – пояснить, куда можно пройти без визы, со стороны Киргизии, без риска попасться на глаза местным жителям.
Ледников, о которых пойдет речь, всего три.
Ледник Чонтерен имеет две ветви, и полностью просматривается снизу по восточной ветви – до первого ледопада – это примерно до 3600, здесь же в кармане на 3500 под склонами разделяющего ветви ледника отрога – последняя летовка пастухов. Выше по этой ветви следов местных пастухов мы не видели, если и заходят – то крайне редко. Сказал бы – охотники – но оружие здесь запрещено, поэтому вряд ли. По западной ветви они ходят от любопытства (или за нами следили, черт их разберет) километров на 5 от языка ледника. Здесь уже нет действующих летовок. Да, в районе базового лагеря, на отметке 3402, тоже есть летовка, пастухи, похоже, одни и те же, уже нас узнают (мы помним только одного из них). То есть по леднику Чонтерен можно зайти через перевал Чонтерен на глубину около 10 км. Для последующего восхождения на пик Военных топографов этого вполне достаточно. Можно также проходить все перевалы, начиная от перевала Кичиктерен и севернее.
Ледник Кичиктерен более глухой, здесь, похоже, на ледник вообще никто не поднимается. Улары бегают исключительно жирные, похоже, не способные взлететь. Сюда можно попасть уже пройденными перевалами Кичиктерен (с ледника Чонтерен) и Тугбельчи (с ледника Тугбельчи), или пройти еще что-то.
Ледник Тугбельчи, вероятно, можно ходить из Киргизии на глубину порядка 20 км. Во всяком случае, в верховьях встретить кого-то просто нереально. В эту зону попадают все пройденные на сегодня перевалы, что позволяет, при желании групп, строить маршрут с выходом в верховья ледника Тугбельчи – очень интересный вариант построения маршрута.
Все ледники в нижнем течении зачехлены, на большем своем протяжении сильно изрезаны, наподобие Южного Иныльчека в нижнем течении, поэтому продвижение по ним довольно утомительно. Очень много ледопадов, практически каждая ветвь, камера, приток имеют свой ледопад в зоне слияния с основным телом ледника. Нет ледопадов только там, где эти притоки уже стаяли и оторвались от основного тела.
Можно сказать, что Китайская часть района по-прежнему мало изучена. Сколько лет понадобится на его освоение? С учетом того, что простые пути здесь практически отсутствуют? Есть необходимость пройти хотя бы несколько перевалов сложностью до 2Б, связывающих разные части района. Нужно изучить возможности по заезду с востока. Впрочем, работы здесь – непочатый край. Не на одну жизнь. Да и с «нашей» стороны вполне возможно подобрать нехоженые перевалы или интересные траверсы.
Источник: А. ДжулийКатегория:
Энциклопедия туриста. 2014.