Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами

Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами

При спасработах подручными средствами ресурсы снаряжения чаще всего ограничены. Поэтому очень важно умение использовать минимальное количество снаряжения с максимальной эффективностью.

Подручные спусковые (тормозные) системы должны отвечать следующим основным требованиям:

  • Использовать минимум снаряжения без потери надежности
  • Быстро и просто собираться и разбираться
  • Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
  • Легко блокироваться и разблокироваться под нагрузкой.
  • Работать с веревками разных диаметров

Ниже приведены наиболее оптимальные тормозные системы.


Узел УИАА. Рис.1, 2.

На рис.1 Показан один из способов вязки узла УИАА.

Рис. 1

Узел УИАА.jpg

Рис. 2

Блокировка узла УИАА.jpg

Узел УИАА – это самое простое, надежное и универсальное спусковое и страховочное устройство.

Его плюсы:

  • Используется только один карабин
  • Работает на веревках любых диаметров
  • Работает на двойной веревке
  • Быстро и просто собирается и разбирается
  • Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска (см. рис.2)
  • Позволяет регулировать усилие торможения по ходу спуска путем изменения угла подачи веревки в карабин.
  • Работает в обе стороны – при необходимости перейти от спуска к подъему

не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и

переходит в положение верхней страховки.

Недостатки/Минусы:

  • Крутит веревку.
  • Позволяет надежно спускать только одного человека.
  • Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с

муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.


Важно!

  • Для надежного спуска двух человек (пострадавшего и сопровождающего)

усилия торможения узла УИАА недостаточно! Адекватные системы для спуска двух человек показаны ниже.

  • Использовать карабины без муфты для работы с узлом УИАА опасно!

Веревка может выстегнуться из карабина!


Практические советы:

Эффект подкручивания веревки может быть существенным образом снижен применением правильной техники работы с узлом УИАА:

  • Важно выдавать веревку через узел, не протравливая её через руки, а плавно

перебирая руками, так как делают при подъема флага.

  • Входящая и исходящая из узла части веревки должны находиться в одной плоскости.


«Усиленный» (Полуторный) узел УИАА. Рис. 3 – 5

Рис. 3

Усиленный узел УИАА.jpg

Рис. 4

Усиленный узел УИАА 2.jpg

Рис. 5

Узел УИАА 3.jpg

Плюсы:

«Усиленный» (Полуторный) узел УИАА обладает всеми перечисленными выше положительными качествами обычного узла УИАА.

А также:

  • Позволяет одному спасателю надежно спускать двух человек
  • Существенно меньше обычного узла УИАА крутит веревку
  • Хорошо работает на тонких веревках.

Недостатки/Минусы:

  • Все-таки подкручивает веревку.
  • Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с

муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.

  • Практически не работает на двойной веревке. Только на самых тонких.

Практические советы:

  • При полной нагрузке узел принимает форму, показанную на рисунке 5А.

На работе узла это никак не сказывается.

  • Выдавать веревку надо так же, как при работе с обычным узлом УИАА.
  • При работе с жесткой или замерзшей веревкой и необходимости уменьшения

трения можно завязать узел на двух карабинах, как показано на рис. 7Б


Узел Двойной УИАА. Рис. 6-7.

Рис. 6

Двойной узел УИАА.jpg

Рис. 7

Двойной узел УИАА в рабочем положении.jpg

Плюсы:

  • Узел двойной УИАА позволяет легко спускать очень тяжелые грузы.

С его помощью один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).

  • Узел особенно удобен при работе при работе с тонкими и скользкими

веревками.

  • В отличие от обычного узла УИАА практически не крутит веревку!

Недостатки/Минусы:

  • Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с

муфтой.

  • Хорошо работает только в спусковом положении. Достаточно сложно

переворачивается в положение верхней страховки и создает слишком большое трение.

  • Не работает на двойной веревке (узел слишком громоздкий)
  • Сложен для запоминания

Практические советы:

  • Двойной УИАА оптимально работает при больших нагрузках. Поэтому узел

идеально подходит для спуска двух человек на отвесе.

  • При работе с жесткой веревкой, а также на пологих участках или с небольшим

грузом, трение в узле может быть слишком большим. В таких случаях для уменьшения трения можно завязывать узел на двух карабинах рис.7Б. Либо использовать полуторный УИАА.


Тормозная система методом «Удлинения станции». Рис. 8-10

Для организации этой системы используются 2-3 карабина, страховочное устройство и оттяжка.

Рис.8

Модернизации тормозной системы 1.jpg

Рис. 9

Модернизации тормозной системы 2jpg.jpg

Рис. 10

Модернизации тормозной системы 3.jpg

Плюсы:

  • Система работает практически со всеми основными типами страховочно -

спусковых устройств и карабинов, применяемых в альпинизме.

  • Работает на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
  • Работает с веревками разных диаметров
  • Не крутит веревку при работе со страховочными устройствами типа Реверсо и его аналогов - рис. 8
  • Просто и быстро собирается и разбирается
  • Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
  • Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под

нагрузкой одним спасателем – рис. 8б - 8В.

Недостатки/Минусы:

  • По сравнению с узлами УИАА требуется больше снаряжения – 2-3карабина и

страховочно-спусковое устройство.

  • При работе с тонкими или скользкими веревками в схемах, показанных на

рис. 8-9, может быть недостаточно усилия торможения для надежного спуска двух человек.

  • Работает только в одном направлении (на спуск).
  • Подкручивает веревку при работе с восьмеркой.

Практические советы:

  • Для экономии карабинов оттяжка может крепится к станции

полусхватывющим узлом.

  • Вместо оттяжки можно использовать основную веревку рис. 9В.

Для экономии карабинов веревка также можно закрепить на станции узлом.

  • При необходимости повысить усилие торможение, это можно сделать при

помощи дополнительного перегибающего карабина, как показано на рис. 10.

  • Для еще большего торможения можно снова пропустить веревку в карабин на

станции.

  • !Важно! При использовании данной системы возможно большое трение

спусковой веревки об удлиняющую оттяжку. Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и Spectra – это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления – всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).


Карабинный тормоз. Рис. 11-12.

Рис. 11

Сборка карабинного тормоза 1.jpg

Рис. 12

Сборка карабинного тормоза 2.jpg

Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме.

Плюсы:

  • Работают на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
  • Работают с веревками разных диаметров
  • Не крутят веревку.
  • Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под

нагрузкой одним спасателем.

Недостатки/Минусы:

  • По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения –

как минимум 3-4 карабина.

  • Сложно и долго собирается и разбирается (по сравнению с предыдущими

способами)

  • Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с

проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза.

  • Работает только в одном направлении (на спуск).
  • При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так

как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго спасателя.

Практические советы:

  • Желательно использовать карабины одинаковой формы
  • Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны.
  • Одинарный тормоз (рис.11А,Б,В и 12 Е,Ж) годиться только для спуска одного

человека.

  • Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – рис. 12Г – 12Д



Федор Фаберов


Энциклопедия туриста. 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»