- Музтаг-Ата по южному гребню
-
1. ПАСПОРТ МАРШРУТА
Район: Хребет Конгурмузтаг (Кашгарские горы, Китайский Памир).
Ущелье: Калаксонг.
Номер раздела по классификационной таблице 2008 г. - 11.3.11
Наименование вершины: Музтаг-Ата.
Название маршрута: по южному гребню с ледника Калаксонг.
5А категории сложности
Характер маршрута: снежно-ледовый.
Перепад высоты маршрута: 1500 м. (по альтиметру)
Протяженность маршрута: 3928 м.
Протяженность участков: V к.с. – 1200 м., VI к.с. - 0м.
Средняя крутизна: 24 град., основной части маршрута - 30 град.
Использовано крючьев на маршруте: 0
Ходовых часов команды: 24 ч. 30 мин., 3 с половиной дня.
Руководитель: Лебедев Андрей Александрович (Москва).
Участники:
Каган Владислав Евгеньевич (Минск),
Таракановская Марина Анатольевна (Новосибирск),
Чижик Дмитрий Владимирович (Москва),
Юдин Пётр Владимирович (Новосибирск),
Янчевский Олег Зигмонтович (Киев).
Тренер: Лебедев Андрей Александрович.
Выход на маршрут: 9ч. 00 мин. 02.09.2005г.
Выход на вершину: 12ч. 05 мин. 05.09.2005г.
Спуск к поляне Субаши до летовки (4116): 14ч. 30 мин. 06.09.2005г.
Восхождение осуществлялось в рамках спортивного горного похода 6 к.с., заявленного на чемпионат России по туризму. Маршрутная книжка N 1/3-603, утвержденная 29.06.2005 МКК ФТ Москвы, см., также, отчёт о походе [1].
Восхождение проводилось в альпийском стиле, на вершину взошли в 12.05 на четвёртый день восхождения (на 38-й день похода).
2. ФОТО ВЕРШИНЫВид с юга Вид с запада Вид с востока 3. ФОТО ПРОФИЛЯ МАРШРУТА 4. РИСОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА 5. КАРТА РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ
6. ФОТОПАНОРАМА РАЙОНАВид с запада Вид с востока
8. ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ
Табл. 1. Дневные переходыДата Ходовое время (ч., мин.) Набор высоты (м) Перепад высот {м} Наименование перехода 02.09 8.00 509 5844-6353 Ледник Калаксонг – участки 1 и 2 03.09 8.00 511 6353-6864 Участки 3-9 04.09 6.00 351 6864-7215-7210 Участки 10-13 05.09 2.30 вверх + 3.00 вниз 336 7210-7546-6372 Участок 14, начало спуска по зап. склону 06.09 4.30 0 6372-4116 Спуск до летовки
9. СХЕМА МАРШРУТА
Табл. 2. Участки маршрута
N Характер участка Высота начала Высота конца Техн. сл. Сложность Длина (м) Крутизна (гр.) 1 Взлёт сн.-лд. гребня 6046 6242 3 5 336 36 2 Траверс сн.-лд. гребня с карнизами и короткими взлётами 6242 6353 3 5 420 15,5 3 Взлёт сн-лд. гребня 6353 6406 3 5 80 43 4 Широкий сн. гребень 6406 6464 1 3 200 17 5 Взлёт сн.-лд. гребня 6464 6539 3 5 98 50 6 Сн.-лд ребро 6539 6648 2 4 200 33 7 Разрушенные скалы 6648 6700 2 4 72 46 8 Широкий сн.-лд. гребень 6700 6808 2 4 217 30 9 Сн.-лд. склон 6808 6864 3 5 80 45 10 Сн.-лд. склон 6864 6900 3 5 50 46 11 Снежно-осыпной гребень 6900 7120 1 3 600 21,5 12 Сн-лд. склон 7120 7215 3 5 135 45 13 Сн. Плато 7215 7180 0 2 145 -4 14 Сн. склон 7180 7546 1 3 1295 15,2
Средняя крутизна маршрута - 24 град.Средняя крутизна основной (участки 1-12) части маршрута – 30 град.
Протяжённость маршрута – 3928 м
Протяжённость основной (участки 1-12) части маршрута – 2488 м.
Общая протяжённость участков 5 кс – 1200 м
Участки маршрута Участки маршрута
10. ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ МАРШРУТА
Табл. 3. GPS-точки (СК-WGS-84)N Широта (гр. мин.) Долгота (гр. мин.) Высота (м) Название 0 38 15.013 75 07.315 6046 Начало маршрута (точка 0) 1 38 15.343 75 07.110 6353 Бивуак (точка 2) 2 38 15.459 75 06.957 6539 Конец участка 5 (точка 5) 3 38 15.596 75 06.822 6761 Привал на участке 8 4 38 15.661 75 06.775 6864 Бивуак (точка 9) 5 38 15.809 75 06.676 7001 Привал на участке 11 6 38 15.889 75 06.644 7073 Привал на участке 11 7 38 15.954 75 06.616 7120 Конец участка 11 8 38 15.998 75 06.599 7201 Привал в мульде перед взлётом к точке 12 9 38 16.063 75 06.530 7207 Бивуак (точка 13) 10 38 16.541 75 06.970 7538 Вершина (точка 14)
11. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ
12. ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ (из отчета [1]).01.09. Ясное утро. По пологому леднику Калаксонг поднялись на 5844 и встали на ночлег, миновав самый опасный ледосброс с вершины Коскулак.
02.09. Облачно, ветрено. С утра без проблем поднялись на седло 6081 между Музтаг-Атой и Коскулаком и повернули налево к южному гребню Музтаг-Аты. До 6350 гребень, в этой своей первой части, пологий, но острый и с огромными карнизами на восток, см. ф. 11.1 и 11.2. Шли в связках одновременно. На коротких крутых взлётах гребня было большое количество рыхлого снега. Здесь нам приходилось копать траншеи, в которые мы умещались с головой. Днём сильный ветер, метель, см. ф. 11.1. В три часа дня встали лагерем на 6353, так как боялись, что выше долго не будет удобных площадок.
03.09. Ясное утро. Выше 6350 характер гребня меняется. В этой второй части он издали похож на ребро, подпирающее ледовый купол вершины. При средней крутизне около 40 градусов это ребро при ближайшем рассмотрении похоже на лестницу из чередующихся относительно пологих и крутых (до 50-55 градусов) участков, см. ф. 11.4. Карнизы справа становятся меньше, а слева всё чаще торчат из-под снега скалы и камни. Мы рубились в связках, перил не вешали, см. ф. 11.5, иногда страховали друг друга, а в ответственных местах предпочитали лезть над крупными камнями с надеждой, что верёвка запутается в камнях и задержит сорвавшуюся связку. Вторая ночёвка на ребре прошла в тихой мульде между скальными выходами и снежно-ледовом взлётом на высоте 6835.
04.09. Ясное утро. Сразу за лагерем 6835 мы преодолели 50-метровый 45-градусный взлёт, за которым гребень выполаживался. В третьей части гребень плавно поднимается к седловине перевала Калаксонг (7215). Лишь под самым перевалом имеется 150-метровый 35-градусный взлёт.
Сразу за перевалом большое плато (7210), на котором мы расположились на бивуак. Тройка Пётр, Дима и Влад сходили вечером на Калаксонг (7277), см. ф. 11.6. Они поднялись на это плечо минут за 40, закрыв вопрос о непокорённости этой "вершины". А утром команда уже в полном составе взошла на Музтаг-Ату, см. ф. 11.7 и 11.8.
05.09. Ясным утром мы обошли слева крутой склон Музтаг-Аты, поднялись на пологий купол вершины и наткнулись на маркировку вешками с розовыми лентами. Это была тропа немецкой экспедиции по китайскому маршруту 1959 г. По флажкам к 12.00 команда в полном составе взошла на Музтаг-Ату.
После обеда мы собрали лагерь и по южной полке западного склона (маршрут 1959 г.) спустились на 6370, где и заночевали.
06.09. Ясным утром мы продолжили спуск сначала по леднику, а потом по осыпи. До осыпи через каждые 50 метров стояли вешки, на осыпи была тропа.
Обедали уже на траве недалеко от летовки, к которой услужливые киргизы пригнали УАЗик, чтобы подзаработать и отвезти нас на Каракуль, где мы и заночевали.
13. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ1. Восхождение проводилось в рамках Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир, которая проходила с 25.07.2005 по 13.09.2005.
2. Фотографии выполнены участниками экспедиции А.Лебедевым, А.Машениным, М.Таракановской и О.Янчевским.
3. Организации экспедиции содействовали: Авиакомпания S7 (Сибирь), СИТЭС-Центр, ГлобалТел.
14. ССЫЛКИ1. А.Лебедев. Отчёт о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру 2005
Категория:
Энциклопедия туриста. 2014.