Псху

Абхазия один из красивейших уголков третьей планеты от Солнца. В основном Абхазия известна как черноморский курорт. В советские времена когда был развит профсоюзный плановый туризм, через горную Абхазию проходили прекраснейшие маршруты из Домбая, Архыза на Красную поляну. Существовала сеть приютов, стоянок. Тропы были в хорошем состоянии.

И вот мы группа туристов Сочинского Центра Детского и юношеского туризма решила пойти в спортивный поход третьей категории сложности по тропам которые до сих пор существуют на картах. Тем более что руководитель группы (то биш я) уже неоднократно бывал в тех краях и не только летом но и зимой на лыжах и успел обзавестись друзьями из числа местных жителей. В нашей команде было3 девушки и 6 парней. И конечно же наш маршрут пролегал через богатое историческими и природными памятниками легендарное и вместе с тем загадочное село Псху.(http://wkavkaz.narod.ru/book/abhazia/)Example.jpg

Сейчас в селе проживают около 200 человек, потомки беглых русских крестьян поселившихся в 18 веке в сказочной зажатой горами долине. Когда то Псху было дном большого горного озера .При грандиозном землетрясении образовался бзыбьский каньон и миньоны кубов воды вырвались к морю образовав ныне существующий рельеф. Зимой село соединяется с внешним миром только авиасообщением ( В селе есть аэродром для посадки кукурузника и вертолёта) В селе также есть магазин, школа, строится гостиница а так же есть электричество вырабатываемое местной ГЭС . Ну буду отвлекать внимание читателя на то как мы туда добрались (хотя путь очень живописен и впечатляет)

В семи километрах от села находится хутор Ригза. В хутор нет дороги но есть конная тропа и электричество. Сейчас на хуторе живут 3 семьи. Мы же пришли в госте к Николаю Плужникову. У Коли трое детей : сын Юра и две доченьки Маша и Даша которые всех расспрашивали – А как тебя зовут? Жена Оксана нас встретила радушно. У Плужниковых великолепная пасека (В тех краях сахар дефицит, так что в подлинности мёда можно не сомневаться ), держат скот, огород, охота, рыбалка - этим и живут, как и жили их предки. Мы затарились мёдом, сыром, медвежьим и волчьим жиром. Обсудили наш маршрут и к обеду следующего дня двинулись в путь. У Николая отец был проводником, да и он сам опытный охотник и лучше него тех мест вряд ли кто знает. Мы наняли Колю проводником, но отказались от лошодей, так как маршрут наш проходил по труднодоступным местам, хотя можно было и обойти , но не в нашем случае. Кроме того Николай очень приятен в общении и знаток тонкостей дикой природы. Было очень познавательно.

Не спеша к вечеру мы дошли до пасеки Шишина, что в 14км от Ригзы. Первыми на поляну средь скал и лесистых уступов вышли девушки. Они увидели монаха –отшельника , который увидав их спешно удалился в келью. На скале на высоте 20ти метрах мы увидали пещеру. К ней можно подняться по прогнившей лестнице из тонких стволов деревьев. Но лесть туда некто не намеревался, тем более что келии не экскурсионный объект.

На утро позавтракав мы продолжили путь. Через час мы дошли до слияния реки Пшицы с Бзыбью. Перед нами открылось грандиозное зрелище. Четырёхсот метровой длины, узкий каньон именуемый «Пасть сатаны». На берегу мы нашли алюминиевые трубки( обломки катамаранов). Перекусив мы пробрались по опасному прижиму вниз по течению, где на скале закреплены памятные таблички водникам, которых поглотила суровая бзыбь. Богданов- известный в своё время водник свёл счёты с жизнью в этих местах. Около 12 тел ,пытавшихся пройти этот участок река не отдала. Наловив рыбы и заночевав в недолечее от этих суровых мест, мы наутро двинулись в путь. Трудно передать впечатления от необычной своим разнообразием растительности и рельефа. Пройдя заросшую лесовозную дорогу, где обнаружили остатки техники, мы начали движение по руслу Пшицы по направлению к целебным источникам. Не многие знают о существовании этих нарзанов., но Коля любезно согласился провести к ним. Перекусив и попив минералки, набрав бутылки мы начали подыматься на гребень, что бы попасть на озеро и альпийские луга. Меж гигантских пихт мы наслаждались обилием черники. К вечеру мы были на озере. Выше озера паслись козы и коровы. На ужин мы поднялись к Соломону на балаган. Отведали козьего сыра, молока и айрана. Вечер провели в балагане у открытого костра за приятной беседой ( в тех краях печки в летниках редкость, предпочитают живой огонь.

На следующий день попрощавшись с нашими друзьями, мы траверсируя склоны Анчхо поднялись на перевал Анчхо -2(2400м) и стали двигаться по гребню Багри – Яшта. Отсюдого открывается великолепный вид на ГКХ и на Бзыбский каньон, а так же на массив Дзышра. Четыре часа мы шли по гребню пока не приблизились к хребту Ачибаху. Внизу виднелись балаганы и стада коз, лошадей и коров. По северному гребню мы начали спускаться по напровлению озера Рица.На всём протежении гребня по близости воды не было. Наконец мы у опушки леса. По карте навигатору и описаниям здесь должна была быть тропа ведущая к озеру Рица. Мы находили подобие тропы и не многочисленные надписи на деревьях. Хочу заметить, что мы забыли запасные батарейки на навигатор в заброске. И навигатор у нас работал только при подключении к нетбуку. Так что мы шли без тропы на ощупь, периодически включая нетбук и через ГУГЛ определяя своё местоположение, что занимало много времени. Папоротник на полянках был выше нашего роста. Постепенно склон становился всё круче и круче. Стемнело. По «приборам» до заветной дороги Рица-Ауатхара оставалось 300 метров. Склон стал ещё круче. Я организовал вертикальные пирила, но по до мной оказался обрывистый кулуар ветущий к притоку Лашипсе. Я взял в лево, пробираясь сквозь кусты организовывая горизонтальные пирила в надежде выйти на выполаживания, но понял что перспективы мало, тем более в темноте и не все члены команды были подготовлены для работы на верёвках. Пришлось дать команду « наверх» и искать площадку для ночёвки, тем более что начинался дождь. Выше метров 150-200 ребята нашли яму от упавшего дерева, где мы и натянули тент и компактно расположились на ночёвку, переодевшись в сухое. Благо усилившийся дождь не дал нам умереть от жажды. Стекающую с тента воду мы набрали в котлы и жадно пили.

На утро, определив направление мы за час спустились к дороге. Правда в конце пришлось навешивать верёвку. Ура!!! Мы спасены. Приведя себя в порядок у ручья мы ещё через1,5 часа выбирали кафешку на озере Рица. Цивилизация!!! Народу тьма тьмущая. Отведав национальной кухни, забрав заброску и пополнив провиант мы договорились с экскурсионным автобусом и доехали до слияния Юпшары с Гегой. Наш путь лежал под Агепсту. Далее пошли по напровлению к Гегскому водопаду, грандиозное зрелище вылетающей из скалы воды. Дорога под Агепсту очень живописная. Много джипингистов. Мы прошли мимо туннеля выбитого в скальнике заключенными в 50ыу годы. К вечеру мы остановились у «трактора». Весь следующий день мы «зализывали раны», отдались и приводили себя в порядок.

На следующий день наш маршрут по живописным местам урочища Камыш и Озерки откуда видны скалистые отроги массива Арабика. Озерки!!! Ура!!! Связь МТС. Погода шикарная. Открывается круговая панорама на массив Аибга( Видна четвёртая очередь канатки «альпики сервис»), турье горы, Агепста, Пшигишва, Багри-Яшта, Дзышра, Арабика, Ах-Аг - всё вокруг. Телефоны не замолкают. Участники похода донести (им неведающим ) всю красоту ощущений, но в результате прилагательные с эмоциональным колоритом . Нам предстояло миновать верховье Геги и выйти к Ах-Аг у. Тропы указанной на карте естественно не нашли, даже после нескольких часов поисков и остановились на ночлег рядом с пастушьим навесом. Пастух Вася взгрел нам ведро молока только что надоенного и пятилитрушку мацони. На следующий день Вася провёл нас по дальней тропе к дороге . что под горой Ах-Аг. Мы совершили разведовательный радиальный выход к ущелью реки Кута Пшара и вернулись по дороге назад. Дорога пролегала вдоль северных склонов Ах-Аг а. Вечерело. Мы остановились возле пастушьего балагана с многочисленным стадом коров. Пообщавшись с пастухами мы приобрели свежий сыр, поужинали и легли спать.

На следующее утро мы поднялись до красного озера и совершили восхождение на заподную вершину горы Ах-Аг (2755м). Погода была облочная, спускались обратно в тумане по «приборам». Далее пошли по живописной альпийской дороге в сторону третьей Аибги. Уже в темноте мы спустились к полшузаброшеному хутору и бивуак. Мы дозвонились до знакомого который должен был ехать к нам на встречу и забрать нас в районе ГЭС что за селом Сальме.

На следующий день наш путь пролегал вдоль леаого берега реки Псоу По дороге мы осуществили спелеоразведку в пещеру Южноуральская. Да! Есть там что посмотреть и где полазить, но времени мало, в горах громыхало и мы пошли дальше по скальному участку живописной дороги. На правом берегу на российской стороне мы увидали «дрыстун». Осыпной участок Аибгенской дороги на которой работала тяжёлая строительная техника. Страшно было наблюдать за этим процессом. Техника буквально балансировала над пропастью. Видать будут осваивать и юго-восточные склоны Аибги. Уже внизу на выполаживание мы набрели на разрушенный дом и заброшенный сад, где полакомились инжиром и грушами. Через 30 минут мы остановились у реки. Искупались. Пошли смотреть заброшенную ГЭС. Печальное зрелище. Весь « цветмет « с гидротурбин народ прибрал к рукам. Знаменитая компания сименс поставляла оборудование в30ые годы прошлого века. Ну вот и транспорт прибыл. На правом берегу в Росии масштабные строительные работы. Заставы. А на этом берегу запустение. Зачем граница? Для чего? Вот и пограничный пункт Псоу. Очередь. Пока суть да дело мы уставшие но безумно довольные от шквалом нахлынувших контрастных впечатлений ужиная в кафешке на границе строим планы на зимние походы в Абхазию и на следующее лето. Мы обязательно вернёмся в твои радушные объятия – сказочное Псху.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Смотреть что такое "Псху" в других словарях:

• Псху — Горная дорога в Псху Псху (абх. Ҧсҳәы)  село в Абхазии, в Сухумском районе. Население  около 150 человек, в …   Википедия

• Псху — селение в Абхазии; находится в верховьях реки Бзыбь, в ее правобережье. В компоненте пс многие исследователи видели корень слова А–пс–ны – «Абхазия», а в –ху – слово со значением «доля», «часть». Таким образом, Псху объяснялось как «часть… …   Топонимический словарь Кавказа

• ПСХУ-ГУМИСТИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК — ПСХУ ГУМИСТИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на севере Абхазии, основан в 1978. Площадь более 27643 га (25381 га занимают леса, 208 га луга, 31 га водоемы). Рельеф низкогорный, сглаженный; водоразделы плоские, полностью поросшие лесом. Климат… …   Энциклопедический словарь

• ПСХУ-ГУМИСТИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК — на севере Абхазии. Основан в 1978. Площадь 27 643 га. Пихта кавказская, бук восточный; косуля, серна; улар, кавказский тетерев …   Большой Энциклопедический словарь

• История Абхазии — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

• Аршба, Платон Гамажлович — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/2 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн …   Википедия

• ИМЯСЛАВИЕ — движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон рях Афона в 1909 1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909 1913 гг …   Православная энциклопедия

• Амаршан — Маршан (абх. Маршьан, абаз. Маршан, адыг. Марчинуко, убых. Маршенье)  абхазский княжеский род. Содержание 1 Общие сведения 2 Известные в прошлом главы Княжеского Дома …   Википедия

• Заповедники Абхазии — Заповедники Абхазии, занимают около 10 % ее территории. Они представляют собой огромную значимость, поскольку являются частью уникальной ботанико географической провинции Колхида (область восточного Причерноморья от Туапсе до Трабзона),… …   Википедия

• Пицундо-Мюссерский заповедник — Абхазия, Рицинский заповедник Заповедники Абхазии, занимают около 10 % ее территории. Они представляют собой огромную значимость, поскольку являются частью уникальной ботанико географической провинции Колхида (область восточного Причерноморья от… …   Википедия