- Перья (Ай-Петри)
-
Подход
Весь массив Ай-Петри хорошо виден с автомобильной трассы, если остановиться на ней немного не доехав до места, где над дорогой проходят тросы канатной дороги (если ехать со стороны Симеиза). Еще удобнее заехать к средней станции канатной дороги, которая расположена выше трассы. Сама канатка идет над правой частью массива. В левой части стены огромный карниз и углубление высотой около ста метров, мы условно назвали его “Телевизором”. Две части стены разделяет контрфорс, представляющий собой стоящие друг на друге, скальные перья. Высота каждого из них 30-40 метров. По ним и проходит маршрут этот маршрут.
От средней станции канатки пешком по дороге вверх, и примерно через 300 метров налево по дороге до шлагбаума. От шлагбаума по лесу забирая влево к левой части массива подойти к скальной гряде преграждающей путь к стене. Гряду обходить слева. После нее вверх и вправо. Все подходы к стене простреливаются камнями, летящими из кулуара, который расположен выше стены. Проходить под стеной максимально быстро. Одеваться и связываться непосредственно под маршрутом.
Первая веревка
Нижняя станция у основания камина. Старый гнилой шлямбур с двойным ухом, сердечник – гвоздь. Это и есть начало маршрута. Через 2-3 метра, на левой стене спит, забит рядом с трещиной, в которую раньше били крючья (дырка разбита, неглубокая). Все спиты на маршруте забиты в 2002 году. Железо – PETZL CHEVILLE P12, под болт 8 мм. Все без ушей – и маршрута не портят и прохождение не облегчают. Общее направление движения вверх. Можно лезть по левой стенке, но на ней очень мелкие зацепки и намного сложнее чем по камину (примерно на 1 категорию) – так, что если не страдаем мазохизмом, то лезем по камину. И чем глубже в щель, тем проще, но становится сложнее протискиваться вверх. Через пару метров спит слева на стенке. Еще через два метра спит на правой стене (ориентир – ниже и выше него полочки с травой, немного правее маршрута подъема). Здесь надо добавить, что спиты в камине забиты в такие места, где очень удобно сидеть в распоре, т.е. на стенке противоположной полочкам. Реально можно лезть до крючьев, в верхней части камина, не используя спиты. Но только если лезешь по камину, а не по стенке слева. Еще через два метра стальной короб под нависанием в левой стенке. Дальше в щель до ее конца и переход направо на стенку. Иногда находятся старые крючья. Стоя на огромном камне-пробке станция. От низа примерно 25-30 метров.
Вторая веревка
Сначала 7-10 метров по щели слева (вроде бы есть старые крючья). Затем горизонтальный траверс вправо. Ноги по рельефу, руки в подхвате. Очень неприятный. Хорошо входят под откол мелкие френды. Я ставил два и блокировал. Наверх выходить неприятно – на полках песок и трава. Дальше общее направление движения - влево. По светлой разрухе подход к пробке. Если схватиться за пробку снизу правой рукой, а левую отвести горизонтально в сторону, то на гладкой красной плите слева найдется спит. Примерно в полуметре или метре от пробки. Обходить саму пробку проще справа. Дальше влево и вверх по траве и разрухе к дереву, через несколько метров после него станция на большой полке. Осторожно, похоже это выход на всю веревку (из-за больших перегибов). Так же можно от пробки идти прямо вверх - но объективно сложнее и займет больше времени.
Третья веревка
От станции на полке – вверх и правее, по огромным живым отслоившимся блокам к нише. В нише спит. После ниши налево в открытый камин «без дна», метра два-три. Станция на полке.
Четвертая веревка
Здесь лазание становится интереснее – вверх по старым шлямбурам и морковкам и чуть левее к ребру перегиба. По сильно разрушенной стенке к вершине пера (большая балда, крючья на стороне обращенной к основной стене массива). Между полкой на вершине пера и стеной - провал.
Пятая веревка
Собственно ключ маршрута (самая сложная и неприятная веревка) – налево в провал. Метра два вверх на большой горизонтальный откол. По нему вправо, до конца. Старые крючья. Уши прибиты к стене, продеть тросик или закладку. От правого края откола вверх через неприятную катушку. От катушки вправо к крючьям и деревцу. Отсюда начинается ИТО-шная дорожка. Здесь лучше принять второго, крючьев хватает, встать удобно, а до полок выше стены у начала склона-кулуара, похоже, пятидесяти метров веревки может не хватить. Длина участка ИТО - метров семь, впрочем, можно пройти участок и лазанием. По разрухе и крючьям вверх. Около десятка крючьев, репы и шнурки на них насквозь гнилые. Выше этого безобразия полка. После нее по несложным скалам вверх примерно полверевки до верха стены и начала кулуара. Все.
Путь спуска
Отсюда, развязавшись и все убрав, идти вверх до станции канатки примерно 30-40 минут. Надо найти осыпной кулуар, выводящий в провал гребня идущего справа. И пройти через провал в нем. На другой стороне немного вниз и после метров 100 почти горизонтально по тропке. Прямо вверх к большому дереву. Отсюда простой выход на яйлу. И дальше по любой тропе к станции канатки и рынку. Если не успели выйти сюда до закрытия канатки или задержались до темноты, скорее всего людей здесь уже не будет. И без своего транспорта вниз уже не добраться, если конечно вы не готовы пройтись километров двадцать пять по дороге тысячи поворотов вниз к Ялте…
Маршрут интересен тем, что его сейчас практически не ходят, хотя может я и ошибаюсь. Лет десять-пятнадцать назад был достаточно популярен. Общая длина маршрута – пять веревок. Сложность маршрута ориентировочно по моим предположениям 5А – 5Б. Сложность лазания вряд ли превышает 6A - 6B, участки ИТО сложности не представляют. Реально маршрут скорее надо считать альпинистским. На нем требуется уверенно работать с железом и в идеале не рассчитывать на старые, сгнившие точки страховки (прогнившие шлямбура, порванные уши крючьев, гнилые петли). Взамен - удовольствие полученное от его прохождения. Оно будет намного выше, чем хождение тех же пятерок на Форосском Канте по пробитым дорожкам. Короче – рекомендую.
P.S. При кажущейся простоте прохождение маршрута занимает достаточно много времени. При прохождении в группе (тройке или четверке) возможен вариант заканчивать его уже в темноте…
Источник[1]
Энциклопедия туриста. 2014.