Перевал Терскей

Описание перевала Терскей (3Б,4950). Второе прохождение (по новой линии).

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Огуз-Баши и Каракол; разделяет долины рек Айланыш (приток р. Джетыогуз) и Кичеборду (приток р. Сарычат)
Ориентация: север - юг
Характер: комбинированный (скалы - лед), преимущественно скальный
Определяющая сторона: северная
Направление прохождения: с севера на юг, на подъем с определяющей стороны
Время подъема: 5 дней
Время спуска: 1 час
Фактическое время прохождения: 16-20 августа 2013 г.; 5 ходовых дней
Ночевки: в локальном цирке под стеной; на первом бастионе; на жандарме "Забор"; на жандарме "Зуб"
Навешено перильных веревок: 45 по 50 м (44 на подъем, из них 36 по скалам и 8 по льду; 1 на спуск по снегу)
Общий перепад высоты (по GPS): около 1150 м
Перепад высоты всего скального участка (по GPS): около 800 м
Средняя крутизна всего скального участка (по GPS): около 45 градусов
Перепад высоты 1-го и 2-го бастионов (по GPS): около 300 м
Средняя крутизна 1-го и 2-го бастионов (по GPS): около 65 градусов
Первое прохождение: группой т/к "Планета", г. Ростов, под рук. Елены Таранцевой 7 августа 2006 г.

Подъем на перевал фактически является Джетыогузской стеной. Путь проходит по контрфорсу в самой низкой части стены, находящемуся посередине между пиками Огуз-Баши (5168) и Каракол (5281). Подъем почти чисто скальный. Пройден был один раз - группой т/к "Планета", г. Ростов, под рук. Елены Таранцевой в 2006 г. Наша группа проложила для подъема в основном новую линию; ростовчане в 2006 г., по имеющимся сведениям, шли правее по соседнему контрфорсу. По-видимому, где-то в верхней части стены наша и ростовская линии соединяются. Классифицированные альпинистские маршруты на Джетыогузской стене имеют категорию не ниже 5Б. Каким именно локальным вершинкам в массиве Огуз-Баши какие поименованные в альпинистской классификации маршруты соответствуют, разобраться достаточно мудрено. Вроде бы вершина, на которую выводит контрфорс перевала Терскей, называется пик Челябинец, и на нее нет классифицированных маршрутов. Ближайшая, на которую имеется известный маршрут, называется пик Единства Народов (4850); он находится по другую сторону характерного большого ледового кулуара, который мы неофициально называем "Кулуар Гор". Этот маршрут оценивается как 5Б в описании первопроходцев и 5А в классификаторе (по-видимому, его "раздели" позже). По характеру пути подъема он очень похож на контрфорс, по которому шли мы. Другой возможный объект для сравнения - это Огуз-Баши 2-я Вост. (4780), 5Б. Известный новосибирский альпинист Глеб Соколов утверждает, что их группа в свое время восходила на эту вершину по кулуару Гор. Поскольку наш маршрут не выглядит явно более простым, чем упомянутые соседние, мы полагаем, что альпинистскую категорию 5А он вполне мог бы заслуживать. Во всяком случае, на туристскую 3Б этого уж точно хватит за глаза!

Ниже приводится описание второго прохождения перевала Терскей группой туристов НГУ, г. Новосибирск, под рук. Георгия Сальникова 20 августа 2013 г.

Подъем на перевал Терскей (вид снизу с ледниковых морен; если увеличить - красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок)
Подъем на перевал Терскей (вид из локального цирка у подножия скальной стены; если увеличить - красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок)
Второй бастион (вид с места ночевки на первом бастионе; если увеличить - красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок)
Гуглоснимок перевала Терскей (если увеличить - красным подписаны характерные фичи на маршруте)

16.08: повесив 3 веревки по льду, мы вошли в локальный цирк непосредственно под стену. Там поставили палатку и после обеда сделали предпровес на 5 веревок. Предполагалось на следующий день максимально быстро подняться на первый бастион контрфорса перевала Терскей, устроить там площадку для ночевки и сделать предпровес на втором бастионе - как мы предполагали, ключевом участке подъема.

Предпровес на пер. Терскей; 4-я и 5-я веревки

17.08: в этот день мы прошли 10 веревок (с 4-й по 13-ю). Трудным был короткий участок перехода с 4-й на 5-ю веревку (там даже пришлось вытягивать рюкзаки через локальное нависание), а также первая крутая щель - на всю длину 8-й веревки, с проблематичными промежуточными точками страховки. Кроме того, пришлось немного покорячиться через жандарм "Горбатый", 10-я веревка (запомнившимся жандармам мы дали собственные имена). Остальные веревки в этот день были не такие сложные. Площадка для ночевки на вершине первого бастиона получилась вполне горизонтальная и достаточно просторная, хоть и пришлось на всякий случай пристраховать палатку веревкой.

Выход из первой крутой щели; 8-я веревка
Подход к первому бастиону
Жандарм "Горбатый"; 10-я веревка
Обход первого бастиона; 12-я веревка
Ночевка на первом бастионе

После обеда в кулуаре правее первого бастиона "включили клоаку". Поскольку мелкие, но быстрые рикошеты могли простреливать полку, ведущую к подножию второго бастиона, выходить на предпровес оказалось небезопасно, и мы перенесли это мероприятие на следующее утро.

18.08: перед завтраком отважные разведчики сделали предпровес 4-х веревок на втором бастионе, и затем по подготовленным перилам пошла вся группа. В этот день мы прошли 12 веревок (с 14-й по 25-ю).

Вторая крутая щель; 15-я веревка

Второй бастион - это самый сложный участок, и в тоже время самый протяженный из технически сложных участков всего контрфорса. На нем четыре веревки подряд трудного лазания. Сначала вторая крутая щель (15-я веревка), с проблематичными промежуточными точками, выводящая на очень ограниченное узкое плечо гребня с обрывами на все стороны. Сразу же с этого плеча - почти вертикальная стенка на полверевки, промежуток на полке, и еще вертикальная стенка (16-я веревка). Там надежная станция, на полочке могут разместиться аж целых два человека, и с нее - снова вертикальная стенка (17-я веревка), после которой участок сужающегося гребня подводит к жандарму "Плита". Перед "Плитой" забивается надежный швеллер, страховка хорошая, но лазание здесь с прецизией... Справа и слева обрывы, обойти жандарм нельзя. Лезть прямо посередине - нависание, чуть правее - гладкая плита градусов 70. В плите узенькая вертикальная трещинка, можно загнать туда якорь и повесить лесенку, и так до верха плиты раза три. Лесенки и крюконоги у нас были, однако после некоторой медитации плиту удалось пройти свободным лазанием, используя боковые микрозацепы, трение (подошвы пластиков "Asolo" хорошо держат), а также придерживаясь зубами за воздух и время от времени приговаривая подходящие слова. На верху "Плиты" надежная станция, но с рюкзаками туда пришлось жумарить на стременах. Вторая половина этой веревки (18-й) уже простая и позволяет расслабиться. Достойный бастион, без халтуры!

Второй бастион; 16-я веревка
Жандарм "Плита"; 18-я веревка
Подход к жандарму "Плита"; 17-я веревка
Прохождение жандарма "Плита"; 18-я веревка

Следующие 4 веревки после "Плиты" были относительно простыми. Очередной жандарм, напоминающий высокий гладкий забор, смотрелся внушительно еще издалека. Попытка обойти "Забор" справа оказалась тупиковой, так что пришлось взлезть на него в лоб (23-я веревка). К счастью, наверху забор оказался совсем не такой узкий, каким смотрелся снизу. На нем у нас получилась очень удобная вторая стенная ночевка.

Подход к жандарму "Забор"; 20-я веревка
Жандарм "Забор"; 24-я веревка
Ночевка на "Заборе"

19.08: практически сразу за "Забором" начинался следующий большой жандарм, мы его назвали "Ледовым". На него мы поднялись слева по натечному льду (27-я и 28-я веревки). Еще одна веревка после очень неудобного перелаза через вершину "Ледового" выводила на полку на правой стороне. Дальше трудные веревки чередовались с простыми. 30-я веревка - через оправдывающий свое название жандарм "Трухлявый". 32-я веревка привела нас в забавное "Гнездо". Довольно удобно сидишь в "Гнезде" между здоровенными камнями, а сквозь дырки прямо под ногами видна ну просто офигенная пропасть!

Жандарм "Ледовый"; 27-я веревка
Жандарм "Ледовый"; 28-я веревка
Облаз вершины жандарма "Ледовый"; 29-я веревка
Жандарм "Трухлявый"; 30-я веревка
Жандарм "Гнездо"; 32-я веревка

Мы постепенно приближались к огромному "Зубу" на контрфорсе, который уж точно надо было обходить справа. Но до сих пор все попытки отклониться от гребневой линии приводили к большим провалам - веревок так на 5 вниз и потом столько же вверх. Наконец, уже под самым "Зубом" появился вариант обхода с небольшим (всего одна веревка, 34-я) провальчиком. Еще 3 веревки вверх по относительно несложному миксту. Там специфический очень тесный ледовый грот под скалой; каской упираешься в свисающие сверху сосульки. Отсюда надо траверсировать направо по скальной с натечным льдом полке под вершинную башню. Но до перевала еще далеко, а сегодня уже довольно поздно, проходить траверс под вершиной с утра будет явно безопаснее. Надо где-то ночевать, в гроте нет места, да и с потолка каплет. Решаем подняться налево на выступ - как оказалось, являющийся вершиной жандарма "Зуб". Ожидание, что там должно быть место для ночевки, оправдалось. Туда как раз удалось втиснуть нашу палатку, целиком и почти горизонтально. Но обойти палатку было уже никак невозможно; попасть на другую сторону можно было только пройдя сквозь нее по натянутым перилам. Изнутри палатки пропасть справа и слева не видна. Почти полное ощущение комфорта портил только вид пристегнутых к натянутой сквозь палатку веревке жумаров. Впрочем, сладко спать ночью жумары не мешали, только чуть добавляли пикантность. Поскольку веревка внутри палатки всю ночь нагружалась жумарами, мы эту веревку тоже сосчитали: 38-я!

Ночевка на жандарме "Зуб"
Лежа в палатке на жумарах - 38-я веревка

20.08: с самого утра погода плохая, сыплет мокрый снег, видимость ограниченная. Снег под ногами не держит, а только мешает кошкам. 2 веревки (39-я и 40-я) по заснеженным скалам полки, выводят в ледовый кулуар. Еще 3 веревки по довольно крутому льду со скальными выходами приводят на перемычку в локальном гребне. Оттуда еще одна веревка (44-я) почти горизонтальных перил по простым скалам, и мы на седловине.

Обход вершинной башни; 40-я веревка
Ледовый кулуар в обход вершинной башни; 41-я веревка

Погода из вообще плохой становится еще более худшей. Для ночевки надо приспуститься вниз на плато, но там ничего не видно. Записка первопроходцев-ростовчан в туре напоминает смерзшуюся жеваную бумажку, развернуть ее есть шанс только после высушивания. Свою такую же жеваную класть в мокрый снег не хотим. Лучше напишем ее вечером в палатке, а в тур положим завтра с утра. На спуск мы повесили одну веревку (45-ю), уходящую в туман по довольно крутому снегу. Там, в тумане, как раз оказалось ровное место для ночевки.

21.08: с утра сходили на седловину положить записку, после чего направились к подножию пика Каракол.

Таким образом, на пер. Терскей было навешено всего 45 веревок, из них 44 на подъеме (почти все скальные) и 1 на спуске. Многие веревки "с прецизией" и требуют замысловатого лазания. Это супер-3Б, в духе лучших традиций, настоящая "изюминка" для мотивированной группы! Одна из наиболее сложных классифицированных троек-Б, но при этом, благодаря гребневому характеру, совершенно безопасная.

Категория:

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Смотреть что такое "Перевал Терскей" в других словарях:

• Перевал Карбышева — Описание перевала Карбышева (3А*,4600). Первое сквозное прохождение. Местонахождение: в северном отроге хребта Терскей Алатоо, разделяющем долины рек Арчалытор (приток р. Джетыогуз) и Онтор (приток р. Каракол), севернее пика Карбышева, южнее… …   Энциклопедия туриста

• Категория:Терскей Ала-Тоо — Страницы в категории «Терскей Ала Тоо» {{#ifeq:7|1|Эта категория содержит только следующую страницу.|Эта категория содержит следующие 7 страницы из 7.}} П Перевал Карбышева Перевал Терскей Пик Джигит П (продолжение) Пик Каракольский …   Энциклопедия туриста

• Траверс Каракола — Перевал Траверс Каракола (3Б, 5281) со спуском по северному склону перевала Металлург (3А*, 4600) Местонахождение: траверс главного хребта Терскей Алатоо с запада на восток от Западного плеча Каракола до седловины перевала Металлург… …   Энциклопедия туриста

• Киргизская Советская Социалистическая Республика — (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)         Киргизия (Кыргызстан).          I. Общие сведения          14 октября 1924 была образована Кара Киргизская (с мая 1925 Киргизская) АО в составе РСФСР; 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую… …   Большая советская энциклопедия

• Киргизия — Киргизская Республика[1], Кыргызская Республика[2] Кыргыз Республикасы …   Википедия

• Ала-Куль — Координаты: Координаты: 42°1 …   Википедия

• КИРГИЗИЯ — (киргиз. Кыргызстан), Киргизская Республика, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем на востоке и юго востоке, Таджикистаном на юго западе и Узбекистаном на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на… …   Энциклопедия Кольера

• Киргизия — Республика Кыргызстан, гос во в Средней Азии. Офиц. название гос ва Кыргызстан от самоназвания коренного населения кыргызы и иран. стан страна, земля . Руская традиц. форма Киргизия. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ.… …   Географическая энциклопедия

• Иссык-Куль — кирг. Ысык Көл Координаты: Координаты …   Википедия

• Пик Джигит — Северная стена пика Джигит. Пик Джигит, высотой 5170 метров лежит в главном водораздельном хребте Терскей Ала Тау к востоку от вершин Каракол, Слоненок, Фестивальная. Вторая по высоте вершина района после …   Энциклопедия туриста